понедельник, 15 июня 2015 г.

А.Гречанинов. Благослови душе моя Господа. Хор Храма Успения Пресвятой Богородицы г.Прага. (дирижер Алексей Клепцин)

Сегодня речь пойдет о подготовке и исполнении песнопения "Благослови, душе моя, Господа" Александра Гречанинова,  а также немного о нем самом.
Очень давно люблю это сочинение за его духовность, душевность и смиренномудрие с где-то даже детской простотой.

Не могу сказать это обо всех мне известных опусах этого композитора, но кое-что не оставляет меня равнодушным и по сей день с момента знакомства с его творчеством. А оно произошло весной 1995 года в Петрозаводске.
У меня вообще 1990-е годы были весьма насыщенными на открытия в музыке, и в духовной в частности.

Для меня Гречанинов является исключительно духовным композитором. Многие из его сочинений, на мой взгляд, не могут быть исполнены в богослужении по причине своей монументальности, чрезмерной эмоциональности и экспрессии.

Некоторые хоры, к примеру "Богородице прилежно...", некогда казавшиеся мне исключительными, теперь таковыми не являются в связи c переосмыслением понятия духовности и простоты богослужебной музыки, да и вообще духовной музыки в целом.

Песнопение "Благослови, душе...", представленное Вам ниже, в общем-то не может быть использовано в богослужебной практике, даже несмотря на то, что достоинства в нем преобладают над недостатками.

Слишком уж сильные эмоциональные всплески мы можем в нем найти. Но как песнопение для концертного исполнения -  оно годится, и, к моему сожалению, довольно редко исполняется.

Мы на свой риск и страх взялись за работу над ним и столкнулись с большими сложностями. Длинные фразы и высокий регистр, а также различные звуковые краски, получаемые при всевозможных исполнительских приемах, составили таки нам большого труда. Особенно тяжело работа шла с тенорами, и в частности у первого тенора.
Понадобилось колоссальное терпение и воля, чтобы что-то наконец начало получаться.

Также сложно было работать над второй частью с очень далекой тональностью и терпкой гармонией. Порадовали меня наши басы, отлично исполнявшие низкие ноты в середине второй части. К слову говоря, у нашего ансамбля отличный диапазон; - От соль контроктавы до си первой. А это, для тех кто знает, серьезная заявка на перспективы.

В этом сочинении легко впасть в лирику и сентиментализм, и задача дирижера и исполнителей, даже казалось бы нежные и мягкие фрагменты, исполнять строго и бесстрастно. Также важно выдержать линейность во фразе, не делая "пузырей", создающих неприятный плаксивый и жалостливый эффект.

Алексей Клепцин




Продолжение читайте здесь
Смотреть следующее  видео


В начало цикла "Мои сочинения"
В начало блога 

#gretchaninov #notes #musicvideo #kleptsin #icrediblemusic #prague #praha #music #chirchmusic #blessgod #classicmusic #lovemusic #likemusic #bravesound #conversation

Комментариев нет:

Отправить комментарий